Заметки на полях «Картезианских размышлений» М.Мамардашвили

(декабрь 2002 – апарель 2003)

Заметки выделены цветом или (и) квадратными скобками. Слова в тексте "Размышлений", представляющиеся опорными, выделены жирным шрифтом.

Текст "Размышлений" взят с сайта (http://www.mamardashvili.ru/index.php?texts/descartes) и приводится с минимальными сокращениями.

Мне бы не пропустить некую ямку, некий не закрытый люк на дороге, куда провалится моё безбожие. Пока я доброкачественно отказываюсь идентифицировать причину, делающую возможным существование всеобщих принципов. И в то же время – показываю психологическую утилитарность мистики и идеи Бога (но Бога – заместителя, то есть – Бога религии, а не Бога – первопричины, Бога философии).

А вот что написал О.Е.Иванов о "Картезианских размышлениях" М.К.Мамардашвили:

"И поставив эту задачу перед собой, Мамардашвили уже не вправе обойти центр декартовой мысли, не иметь касательство к тому, что было для Декарта принципиально важным — присутствие Бога помимо идеи Бога. Таким образом, в разбираемой работе Декарт оказывается оторванным от самих духовных оснований его философии, ранее оказавшись исключенным, как мы видели выше, из культурно-исторической ситуации своего времени. Но где же тогда «сам Декарт»? Перед нами только «сам Мамардашвили», достаточно произвольно трактующий картезианскую философию, по существу используя ее как материал для собственных построений. Мамардашвили в самом главном Декарта не понял, и не понял именно как философа, хотя причиной этого стала богословская, а не философская неосведомленность грузинского кумира московской интеллигенции.

В итоге с некоторым страхом перед собственными выводами начинаешь ощущать, что философские медитации Мамардашвили действительно будили спящее сознание советской интеллигенции, но лишь для того, чтобы она приняла сильнодействующую дозу снотворного и увидела очередной сон о Человеке с большой буквы, для которого Образ и подобие Божие только символы. Согласимся, что задача Декарта была совершенно противоположной. Философия не совместима со сном души".

О.Е.Иванов "Феномен Мамардашвили"(http://www.ibif.nm.ru/articles/nachalo09/09-06.htm )

Читать тексты Декарта мне не по силам. Но я читал лекции М.К.Мамардашвили о Прусте, и они произвели на меня большое впечатление. А тут получается, что О.Е.Иванов ругает М.К.Мамардашвили за попытку обойтись в философии символом Бога. Нужно прочитать "Размышления", сопоставляя их с собственным синергетическим миропониманием - с картиной "Большой гонки".

Пока проработаны 6 "Размышлений".

Размышление 1. [Единство личности – к анализу мыслительной деятельности через анализ внешних действий]

Размышление 2. [Бог не творит чудеса]

Размышление 3. [Бог – длящееся основание самого себя]

Размышление 4. [Естественный свет ума, истина, локальное совершенство]

Размышление 5. [Построение опорного инварианта когито]

Размышление 6. [Трансцендентальная редукция, независимость сознания от психики - основания онтологии Декарта]



Hosted by uCoz