Новый текст (дневник)

15.10.2012

Разместил новую статью, в которой попытался представить образование (как профессиональную деятельность) с точки зрения новой психологии - психологии как информатики человеческого мышления "Образование с точки зрения психологии, как информатики мышления"


02.01.2012

Разместил здесь ленту моих комментариев с кургиняновского сайта "Беседа о философии, синергетике, Красной метафизике С.Е.Кургиняна и моей Большой гонке"


02.11.2010


В диалогах последних дней мне удалось продвинуться в понимании "вечного вопроса" - "А Бог есть?".
Имевшееся понимание вопроса было таково. Идея (образ) Бога появляется в сознании человека, как артефакт - результат некоторых технических особенностей животного мышления.
Во-первых, нашему мышлению биологически задано рекурсивно искать смысл наблюдаемых явлений. Мы ищем смысл, потом смысл найденного смысла и так до попытки обнаружить "смысл всех смыслов" , Абсолют. Вот этот объект (Абсолют) , необходимый для душевного комфорта, рассмотреть в окружающем мире не удается. "Но он же должен быть!", - уверены мы.
Далее срабатывают два механизма - одушевление окружающих объектов и эмпатия (представление себя на месте партнера). Оба эти механизма полезны в других задачах, а в применении к Абсолюту рождают образ Бога.
Вот вчера к этому представлению добавилось следствие: образ Бога присутствует в сознании каждого нормального человека, включая атеистов и агностиков. В отличие от истинно верующих, атеисты научиваются нормально жить с этим артефактом в своем сознании. Был такой кинофильм про математика-шизофреника, который научился нормально жить при наличии галлюцинаций. Он спокойно спрашивал у помощницы, не галлюцинация ли вот этот ребенок на садовой дорожке, которого он видит. Дальше действовал соответственно ответу помощницы.
Тогда нормальная религия - это культура нормальной жизни с таким артефактом в собственном сознании, а церковь - институт специализированной помощи людям, не сумевшим наладить нормальную жизнь из-за этого присутствия в их сознании образа Бога.

28.12.2009

В полемике с "правыми" и с "левыми" на NewsLand-е сформировалось новое представление о будущей роли класса "новых ремесленников", как государствообразующего класса. Получилась статья Новые ремесленники и местное самоуправление в разделе "Статьи" этого сайта, опубликованная в сборнике с длинным названием "Современный город: стратегическое планирование ..." - Белгород:Константа, 2009.

01.07.2008
По всему выходит – люди начали петь раньше, чем говорить. Ведь животные не молчат, а чирикают, рычат, ворчат, мяукают и воют. У кого к чему оказался лучше подходящим звукоиздающий аппарат. Так что и человек, точно, не молчал, ожидая прорезывания своей говорливости. С учетом человеческой мании всё на свете оптимизировать можно предположить, что появились виртуозы неречевого пения. И собирались ценители … Хотя, пожалуй, обсуждения еще не получалось. Но главное: поющий человек вливался в симфонию звучащего мира вокруг него. И ему легко было поверить в одушевленность звучащего ручья, звучащего дерева, звучащего … всего. Звуки соответствовали «настроению» ручья, ветра, вулкана. Боги первобытного пантеона не молчали. Ну, не все умели их услышать, трудно было понять, но не могло быть сомнения в наличии своего голоса у всего сущего. Кто-то научился передавать услышанное другим людям, своим голосом. Не удержался от приукрашивания первоисточника – виновата мания всё оптимизировать. Да и слушатели красивые звуки воспринимали лучше, чем натуральные, хоть и более правдивые. Воспроизведение обособилось от источника. Собака не лает «гав-гав», кошка не мяукает «мяу-мяу», но от ребенка требуют обязательного признания этих «гав-гав» и «мяу-мяу» в качестве официальной версии такого разного натурального лая и натурального мяукания. Были диссиденты? Конечно были. Били диссидентов? Конечно били. Но от души уважали официальную красоту. Сложная ситуация возникала, когда вождь пел хуже какого-нибудь захудалого. Тут были варианты… И все это – без единого слова.

09.05.2006
"Очередная запись в гостевой книге (с вопросом об искусственном интеллекте) напомнила мне о заметке, которую я 2 года назад направил обозревателю журнала PC WEEK/RE (без ответа). И почему я до сих пор не разместил эту заметку на своем сайте? Получилась статья Мягче софта. О неизбежности нового слоя программного обеспечения в разделе "Статьи" этого сайта. Для повышения полезности современного компьютерного хозяйства нужно компьютерам рассказать о мире людей. Это новое для компьютеров знание (не новое для людей и объективно не совершенное) должно учитываться при компьютерном ответе на любой вопрос. Только тогда умный компьютер не будет выглядеть идиотом в человеческом мире.

01.10.2005
"Мне удалось разобраться в парадоксе, который беспокоил меня несколько лет. Почему умные, много видевшие и слышавшие люди неожиданно высоко оценивают произведения художников-примитивистов? Это не вписывалось в мою эстетическую концепцию, которая является частью развиваемой мной картины мира - картины "большой гонки". Напомню, что суть этой концепции состоит в признании искусства (сотворения бесполезного) продуктом переноса в область бесполезного, где "жить или умереть" не зависит от принятого решения, процедур и критериев из области жизненно важного, контролируемой внешним отбором. Получилась статья о примитивизме в искусстве в разделе "Статьи" этого сайта.

03.01.2004
*... В Белгороде прошла международная научная конференция "Перспективы синергетики в 21-м веке". Вышли два тома сборника материалов этой конференции. Объявлено, что в структуре Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова создается НИИ по синергетике.
В сборнике есть два моих сообщения "Человеческий мир" и "Толерантность" , отражающие идеи этого сайта. Эти сообщения воспроизведены здесь среди статей.

01.06.2003
*...Переписка с В.Анисимовым (http://aicommunity.narod.ru/TheBase/KombEvol.html) по его статье о едином параметре прогресса живого - объеме информации, необходимой для существования - самовоспроизводства - обострила для меня вопрос об универсальности информационного подхода к рассмотрению различных мировых явлений.
В.Анисимов сослался на книгу С.П.Капицы по демографии (http://odn.ru/kapitza/frame.htm) .
С.П.Капица без особых доказательств объясняет особенность хода кривой роста народонаселения наличием информационного обмена между людьми по принципу "каждый с каждым". Точнее - вид демографмческой кривой оказался похож на характеристику системы с сильным внутренним взаимодействием, а какое такое особенное взаимодействие есть в человеческой популяции, но нет в животных популяциях? Ответ - информационное, речь, письменность...
В свою очередь, С.П.Капица ссылается на статью Б.Б.Кадомцева "Динамика и информация", которая есть в свободном Интернет-доступе только в двух отрывках.
Дальше были Е.Я. Режабек "Платоновская парадигма и синергетика" и материалы передач Гордона на НТВ за май 2003 года (http://www.ntvtv.ru/gordon/) .
Не удалось мне в этих текстах найти прямое указание на специфический информационный механизм роста народонаселения Земли. И, в то же время, не вызывает сомнения правомочность обсуждения информационной стороны любого изменения в мире, включая те явления, которые привычно изучать как процессы массо-энергообмена.
На человека наехал автомобиль. Можно ли это событие рассматривать с информационной точки зрения? Конечно, можно. Следователь на теле пострадавшего находит знаки, указывающие на обстоятельства происшествия и автомобиль-виновник. Но, вск-таки, пешеход умер не от информационной перегрузки, а от разрыва селезенки.
Сдвиг во времени двух падающих графиков - смертности и рождаемости привел к демографическому "взрыву", а затем - "демографическому переходу" народонаселения Земли. Почему падает смертность? Почему падает рождаемость? Почему, наконец, эти падения происходят со сдвигом во времени?
Я бы объяснил падение смертности созданием общественных фондов продовольствия, ростом мастерства повитух и лекарей, снижением уровня физических нагрузок. Участвует ли в усилении этих факторов межличностный информационный обмен? Участвует. Но выживание этноса в неурожайный год зависит не от уровня информационного обмена, а от количества зерна в амбаре.

26.05.2003
*...Все-таки приятно найти нежданное созвучие идей! В материалах к передаче Гордона на НТВ от 20.05.03 тема 255 "Асимметрия и возникновение жизни" есть выдержки из статьи В.А. Аветисова "Физические аспекты предбиологической эволюции: сложность, иерархичность, динамика" (http://www.ntv.ru/programs/publicistics/gordon/index.jsp?part=Article&id=11821). И вот здесь используется модель, практически совпадающая с той, которая привела меня к картине "Большой гонки". Названо это - "модель эволюции квазивидов". Здесь вводится величина "фитнес квазивида", характеризующая "способность к выживанию" последовательности Ii [генотипа, вида]. Роль, которую "фитнес" играет в представленной модели эволюции, позволяет считать эту величину родственной "потенциалу вида" из "большой гонки" - произведению численности на степень защищенности от внешних угроз. Ведь "фитнес" конкретного квазивида или вида определяет при конкуренции его судьбу - быть ли ему вытесненным или остаться победителем. Точнее - определяет тот порог при ухудшении условий, при котором рост численности вида сменяется спадом. А ухудшение условий может вызываться общим повышением численности конкурирующих видов. Вот этот процесс и описан в упомянутой статье В.А.Аветисова. А в моей картине - "потенциал человечества" используется как предполагаемая целевая функция оптимизации поведения разумного индивида-человека. Предполагается, что при конкуренции популяций с разными целевыми функциями оптимизации поведения индивидов победителем оказывается та популяция, в которой индивиды лучше максимизируют "потенциал человечества" (точнее - "своего человечества").

13.04.2003
*...Продолжаю формирование своего миропонимания. Прорабатываю "Картезианские размышления" М.К.Мамардашвили. Результат по первым 6-ти "Размышлениям" размещен на этом сайте. Пока моя синергетическая картина мира держится крепко.

06.01.2003
*...Опять Россию заносит на повороте. Канун Рождества - и на экране видные клирики. Любимая тема - заслуги православной церкви в образовании Российского государства, претензии на статус "государство-образующей" церкви. И, конечно, отстаивание монополии православной церкви на духовное пасторство на "канонической территории" - на территории России.
В чем же конкретно состоит роль православной церкви и в прошлом, и ныне? В формировании массы рабов государевых, в необратимом запечатлевании в умах россиян страха перед божьей карой, веры в чудесное изменение судьбы и образа земного знатока божьих правил - батюшки священника. При удаче этой операции над ребенком (а это бывает не в 100 процентах случаев) выросший человек приобретает букет традиционных качеств россиянина, столь милых власть имущим всех времен и народов. Значит, и сейчас есть спрос на людей с божьим страхом в фундаменте сознания, безотчетно доверяющих людям в сутанах? Есть кандидаты в вожди народа милостью божьей?
Особенно впечатляет используемое церковью измерение процента православных (более 80 процентов) количеством крещенных младенцев. Это то же самое, что измерять процент занятых в лотерейном бизнесе количеством купивших лотерейный билет. Ведь родители стараются сделать все доступное для обеспечния благополучия ребенка. Крещение - недорогая инвестиция с неопределенным (а вдруг - большим?) эффектом.
И вот этими оценками обосновывается право церкви на участие в массовом школьном образовании детей. Особо впечатлительных успокаивают - "Основы православной культуры" - это только факультатив, изучается только по желанию родителей. Тем, кто постарше, не нужно объяснять, что значит "добровольно-принудительное" мероприятие, особенно в детском коллективе.
Ведь все уже было. Не многое из нашего прошлого пригодится в будущем. Умение молиться точно не входит в это немногое.

04.01.2003
*...Мне бы не пропустить некую ямку, некий не закрытый люк на дороге, куда провалится мое безбожие. Пока я доброкачественно отказываюсь идентифицировать причину, делающую возможным существование всеобщих принципов. И в то же время - показываю психологическую утилитарность мистики и идеи Бога (но Бога-заместителя, то есть Бога религии, а не Бога - первопричины, Бога философии).
Читаю "Картезианские размышления" М.Мамардашвили. Хорошо, что я начал знакомиться с творчеством М.Мамардашвили по лекциям о Прусте. Первые "размышления", скорее, разочаровывают. Вначале, заявив намерение использовать единство личности Декарта ("решатель" один и для внешних действий, и для мыслительной деятельности), Мамардашвили тут же вводит представление о маске, которую носит философ "по жизни". Это обесценивает текст: можно произвольно списывать на "маску" любые нестыковки анализа.
А дальше М.Мамардашвили реконструирует Бога, старательно отстраиваясь от Бога-чудотворца. Получается Бог-творец, сросшийся с сотворенным миром, свободный в этом акте творения, но неспособный отделиться от творения и что-либо в нем изменить. В таком виде Бог - скорее символ.
Для меня не имеет значения, насколько адекватно М.Мамардашвили представляет Декарта. Очевидно, что Декарт массу сил должен был потратить на согласование новых идей с христианством. Детали и уловки этого согласования - очень специфический объект исследования. М.Мамардашвили явно не намерен ограничиваться этим объектом.

26.10.2002.
... Террористический акт - это искра, замыкающая обкладки предельно заряженного конденсатора социальной розни. Земля уже не может вместить столь разные жизненные уклады, уровни благосостояния, миропонимания. Все чаще большие мощности, большие вредности оказываются в распоряжении отдельных людей или малых групп, и возникает соблазн, потребовать от остального человечества - не чего-нибудь такого, чего нет у других людей, - нет, потребовать то, что есть у многих: мир, богатство, кайф. Терроризм - это ограничение реализуемости на возможные варианты общественных структур. Структура с высокой социальной дифференциацией может быть очень эффективна по множеству критериев. Но вдруг случается пробой, выгорает часть человечества, и запах боевого отравляющего газа, смешанный с запахом горелого мяса остается с выжившими навсегда. Борьба с терроризмом - совершенствование изолятора в конденсаторе, чтобы он выдерживал еще большее напряжение, чтобы еще больше удалось переместить ресурсов с бедной обкладки на богатую. Нет окончательных решений человеческих проблем, и борьба с терроризмом - это вполне достойная задача.., позволяющая еще дальше продвинуться по дороге в никуда. По дороге к новым взрывам, новым жертвам, к растрате ресурсов, к исчезновению той самой эффективности общественной структуры, которой оправдывается высокая социальная дифференциация. По дороге к обесцениванию тех критериев, по которым общественная структура представляется эффективной. Растущая опасность терроризма, растущие возможности для терроризма, растущий ущерб от терроризма - одна из причин, заставляющих не выбрасывать идею уравнительности, равенства в потреблении на свалку уродливых идей.

(продолжение)

Hosted by uCoz