Ю.Ш. Биглов

 08.10.2012 – 15.10.2012

Образование с точки зрения психологии, как информатики мышления

     
Образование, как профессиональная деятельность, состоит в искусственном создании условий, обеспечивающих формирование у обучаемых желаемой индивидуальной картины мира и выработку у них желаемых поведенческих стереотипов.
Цель учителя противоположна зомбированию. Цель зомбирования - добиться желаемого поведения обучаемого на уровне поведенческого стереотипа. То есть - без привлечения индивидуальной картины мира. Цель учителя противоположна - проблематизировать бытовые стереотипы поведения, обеспечить привлечение индивидуальной картины мира для выбора обучаемым своего поведения. То есть, актуализировать человеческий разум даже там, где и без него обходились.

Что формируется

Индивидуальная картина мира человека – это информационная структура из «живых» (способных к изменению и взаимодействию с другими) образов. Базовые образы и базовые преобразования образов встроены в мозг, то есть являются результатом работы врожденных мозговых структур. Комбинированием базовых образов формируются сложные образы первого и более высоких уровней. Это формирование носит характер многоуровневой самоорганизации структур на множестве состояний нейронов, находящихся в потоке веществ (вода, химические элементы, органические соединения), в потоке ощущений от внешних и внутренних рецепторов, под воздействием самовозбуждающейся колебательной активности некоторых групп нейронов.
Образы, составляющие индивидуальную картину мира человека, являются отражением объектов внешнего мира или результатом применения к образам нижнего уровня операций обобщения или детализации, или других преобразований, важнейшим из которых является рекурсивное распознавание образов – поиск смысла смыслов или причины причин.
Часть образов и связей между образами в раннем детстве запечатлеваются необратимо.
Мыслительная деятельность человека представляет собой «жизнь» индивидуальной картины мира, в которой формируются новые образы, формируются и разрушаются связи между образами. Это многопоточный процесс, множество параллельно во времени происходящих изменений в состояниях нейронов. И этот процесс самим человеком не ощущается. Руки-ноги движутся, звуки издаются без предваряющих каких-либо специально «умственных» ощущений.
Постоянно обрабатывается текущая ситуация, каждое изменение в ней порождает каскад преобразований образов.
Из животного сопровождения (предварения) звуками собственных действий (для информирования партнеров по стае) сформировалась человеческая речь, как реакция на усложнение партнеров. Изначально, речь – самопроизвольное комментирование собственных действий для информирования партнеров (и дезинформирования, при случае). То есть, речь, с одной стороны, рассчитана на определенную сложность (уровень развития) партнера, а, с другой стороны, «всплывает» из неощущаемых мыслительных процессов при возникновении ситуации, требующей комментирования (как бы не связана с наличием партнера).
Человек (как и высшие животные) умеет (по ситуации) перехватывать выход «в звук» собственного речевого сообщения. Это порождает феномен внутренней речи. То есть, возникшее речевое сообщение, для самого человека сразу становится фактом (фактором) текущей ситуации, а для партнеров это сообщение может прозвучать (приобщившись к прочим фактам ситуации), а может и не прозвучать.
Собственно, такое «всплывшее» речевое сообщение мы и называем «мыслью». Прозвучавшая или не прозвучавшая «мысль» своим существованием изменяет текущую ситуацию (приобщается к ней). Это инициирует очередной цикл мыслительного процесса, побочным результатом которого может оказаться новая «мысль». Так человек обдумывает ситуацию.
Среди образов индивидуальной картины мира есть образы партнеров и обобщенный образ человека «вообще». Есть и некоторый образ самого себя, хотя этот образ – еще не элемент сознания, он простой – размеры, физические возможности, потребности.
Изначально, высшее стайное животное способно при коллективном действии (например, охоте) просчитывать ситуацию за всех партнеров (как бы я поступил на месте каждого другого), но исполнять только свою роль. Это, с одной стороны, средство для координированной коллективной деятельности, в с другой стороны – источник способности к сопереживанию или свойства сопереживать.
Кроме первичного простого образа самого себя у человека с возрастом формируется другой образ себя же. Формируется он копированием и коррекцией образа партнера - авторитетного воспитателя. В состав этого образа самого себя включается еще один (второй) вариант картины мира. В отличие от основной картины мира, вложенный вариант строится логически правильно. То есть туда записываются собственные «мысли» и чужие прозвучавшие речевые сообщения, прокрутившиеся в основной картине мира и выдержавшие проверку «обдумыванием».
Ветвь мыслительного процесса, проходящая через образ самого себя, самая медленная. С учетом непосредственной реакции, формируемой без привлечения индивидуальной картины мира (чисто рефлекторно), ветвь, проходящая через образ самого себя, выдает третий по времени результат. В ответ на некий факт (попадание молотком по пальцам) сначала следует почти не контролируемый вскрик, потом – речевое объяснение , потом – логический анализ ситуации.
Рефлексия собственного мышления – это «мысль», появившаяся как результат проверки ранее сформированной «мысли» в «правильной» картине мира.
В общем порядке, любое действие человека является результатом индивидуального выбора, произведенного на основе моделирования всего мира в своей картине мира (основной). Несовпадение выбранного поведения с тем, которое следует из «правильной» картины мира, порождает эмоцию досады (недовольства собой), а если действие затрагивает партнеров, то порождает угрызения совести.
Однако есть и особый порядок действия – без широкого моделирования, стереотипно - в ожидаемой ситуации.
Человек выбирает оптимальный вариант поведения (наилучший вариант из возможных). Этот выбор осуществляется циклически в постоянно меняющейся ситуации, по разным ветвям мыслительного процесса, имеющим разную скорость и дающим разный результат. Отсюда – непоследовательность и нерешительность поведения человека.
Критерий оптимальности выбора поведения – максимум некоего функционала от численности человечества (функционал растет при увеличении численности) и от уровня защищенности людей от сегодняшних и будущих угроз существованию (функционал растет при снижении ущерба от конкретной угрозы). Человечество – в данном контексте – это «своё человечество», множество людей, с которыми у человека есть общие (разделяемые) ресурсы.
Вот, собственно, ЧТО формируется образованием и воспитанием, которые разделить сложно.

Методика (технология) образования

Предполагается, что при соответствии индивидуальной картины мира обучаемого той, которая является целью образования, спонтанное поведение обучаемого будет соответствовать представлению учителя о нормальном поведении в конкретной ситуации.
Речевое сообщение, адресованное обучаемому, способно лишь быть запомненным и включенным в «правильную» картину мира (лишь в третью очередь участвующую в выборе поведения). Включение это может быть непосредственным (если в самой «правильной» картине мира к этому моменту уже есть подходящее «вакантное» место) или может быть отложенным (когда запомненное сообщение дожидается в пассивной памяти некоего момента реструктуризации «правильной» картины мира).
Однако, спонтанное поведение обучаемого определяется, в общем порядке, другими ветвями мыслительного процесса, не проходящими по «правильной» картине мира. Обучение должно обеспечить формирование не только и не столько «правильной» (вложенной в образ самого себя) картины мира, сколько – сформировать основную, непосредственно определяющую выбор поведения индивидуальную картину мира. Только тогда, когда эта цель достигнута, можно утверждать, что переданная обучаемому информация стала его знанием.
Полное «зачисление» информации в индивидуальное знание происходит по результатам деятельности обучаемого и (или) глубокого сопереживания действующему партнеру.
Вообще говоря, имеющиеся (вошедшие в основную картину мира) знания сопровождаются некими тегами, представляющими оценку человеком достоверности знания. Эти теги управляют уровнем влияния конкретного фрагмента картины мира на результат выбора поведения. Теги достоверности пересматриваются в ходе мыслительных процессов на основе степени согласованности с другими фрагментами картины мира и, главное, на основе последствий учета соответствующего фрагмента знаний в состоявшемся действии.
По изложенным причинам, обучаемому нужно предоставить в доступном виде информацию, привлечь внимание обучаемого к информации, обеспечить доверие к информации, закрепить информацию адекватной деятельностью и (или) сопереживанием действующему партнеру.
Контроль успешности обучения возможет только по спонтанной деятельности обучаемого в некоторой комплексной испытательной ситуации.

Содержание образования

Та или иная индивидуальная картина мира у человека формируется и при отсутствии регулярного образования. Образованием можно либо обеспечить включение в эту картину мира желательных образов и связей между образами, либо подавить участие нежелательных образов в выборе поведения (хотя сами эти образы остаются в индивидуальной картине мира обучаемого).
По мере высвобождения людей из сферы производства вещественных и энергетических средств текущего жизнеобеспечения на первый план выступает задача воспроизводства цивилизации в новом поколении. Беспроигрышным вариантом решения этой задачи является универсальное образование для всех.
Цивилизация, с одной стороны, консервативна (в сравнении с жизнью человека), а с другой стороны - постоянно изменяется. То есть, обновление (соответственно новым условиям) входит в воспроизводство. Но обновление цивилизации - не дело учителя, а роль обучаемого. Учитель в этой паре - консервативное звено, обучаемый - динамичное звено. Как в паре курица-яйцо. Новая курица получилась из нового яйца, которое снесла старая курица. Обучаемый, находясь в потоке информации, который много шире его канала связи с учителем, строит собственную индивидуальную картину мира, которая, в общем случае, не совпадает с желанием учителя.
Ключевым элементом универсального образования является выработка умения использовать символьные системы (от письменной речи до формализмов математики и схем электроники). В использовании символьных систем быстрый ответ (полученный по ветвям процесса мышления, проходящим мимо образа самого себя и «правильной» картины мира) обычно оказывается неудовлетворительным. То есть в последовательности непосредственная реакция – быстрый ответ – «правильный» ответ выпадает второй член – быстрый ответ, основной в прочих видах деятельности.



Hosted by uCoz