сентябрь 2002 г.

Биглов Ю.Ш.

А.П.Назаретян – новые очерки о старом

Получилось так, что я дважды слушал выступления А.П.Назаретяна «вживую». Обаятельный, эрудированный он мастерски владел аудиторией. Выступления были насыщены эксклюзивной информацией – свежими результатами работы научного коллектива. Общее впечатление – отличное.

Знакомство с печатными трудами автора меня не разочаровало. Но …

Много лет назад я в научно-популярном журнале прочел запомнившуюся статью «Мораль и оружие». Яркие образы из этой статьи: безобидная голубка в клетке почти обязательно заклевывает насмерть голубя, и это происходит без особого шума. А два зубастых волка, встретившись в тесном месте, устраивают громкий устрашающий концерт, но эта перебранка, как правило, заканчивается ритуалом подчинения, а не убийством.

Природа, да и мир в целом отвечают исследователю на те вопросы, которые он задает. У математиков есть выражение: «Ответ будем искать в виде … таком-то». И находят ответ в таком виде, который предполагается вопросом.

Этологическое наблюдение, представленное в статье «Мораль и оружие», подсказывает вопрос обществоведу. И ответ оказывается положительным: да, людям удавалось вырабатывать моральные (информационные) ограничения на применение не только смертоносного оружия, но и технологий, угрожающих экологическим самоубийством. А.П.Назаретян называет это техно-гуманитарным балансом, и рассматривает механизмы нарушения баланса (антропогенных кризисов) и удачного или несостоявшегося восстановления баланса.

Ясно, что эта тема не может оставить равнодушным современного читателя. Появление новой книги А.П.Назаретяна «Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. (Синергетика, психология и футурология)» и публикация текста в Интернет (на сайте Клуба ученых «Глобальный мир» www.russianglobalclub.com) - заметное событие.

Я читал предшествующие работы автора. Соотношение ролей экзогенных и антропогенных факторов в судьбе человечества А.П.Назаретян оценивает, на мой взгляд, тенденциозно, рассматривая внешние факторы как, своего рода, отягчающие обстоятельства исторических событий. Вне серьезного рассмотрения остаются мотивы опасного поведения людей, ведущего к антропогенному кризису.

В моей картине «большой гонки» соотношение получается обратным: человечество наращивает свой потенциал (произведение численности на уровень защищенности от известных угроз, не различая эндо- и экзоугрозы), выполняя биологически заданную программу, модифицированную способностью к эффективному прогнозированию развития ситуации. При этом каждый шаг в момент выбора поведения представляется оптимальным, а порожденные этим шагом новые угрозы добавляются к множеству уже известных угроз и учитываются при выборе следующего (оптимального) шага. Новое поколение получает чернобыльский саркофаг в одном комплекте с земными вулканами и прочими опасными вещами.

А.П.Назаретян делает акцент на отказе от использования опасной технологической возможности (по моральным основаниям – есть оружие, но убивать грешно), а мне представляется более существенным расширение границ «своего человечества» - множества людей, соучаствующих в обобществлении ресурсов, гибель каждого из которых – прямой ущерб моим интересам, «минус» моему действующему критерию оптимальности поведения. С другой стороны – я могу спрогнозировать очень вероятные отрицательные последствия убийства. Вот и получается ограниченное использование опасных технологий без введения некоего особого механизма балансировки. Опасный шаг перестает быть оптимальным, а не - отказывается человек от оптимального шага, так   как этот шаг причислен к аморальным.

Как происходит зачисление в «моральное» и «аморальное» объяснить трудно. Приходится  затрагивать «вечные» вопросы. И вот тут блестящие тексты А.П.Назаретяна, на мой взгляд, становятся неубедительными.

Может быть, новая монография исправит такое положение? Увы, нет. Очерки III и IV вызывают множество замечаний.

Ниже приведены тексты А.П.Назаретяна, взятые с упомянутого сайта Клуба ученых «Глобальный мир» http://www.russianglobalclub.com/civkri/oglav.htm, с моими «заметками на полях» - критикой с позиции «деятельного пессимизма». Заметки выделены цветом. Они отражают мое личное мнение, которое, конечно же, не бесспорно. Но вдруг пример А.П.Назаретяна окажется заразительным, и кто-нибудь станет рассматривать современную борьбу со СПИДом в терминах нарушения и восстановления сексо-гуманитарного баланса с привязкой к универсальному эволюционизму…

----------------------------------

 

Текст 1: «Введение. От будущего – к прошлому. Размышление о методе» (без заметок).

Текст 2:  «Очерк III. История человечества как фаза универсальной эволюции».

Здесь:

«3.1. Векторы и кризисы в «дочеловеческой» истории»,

«3.1.1. Беспокойное семейство Hominidae»,

«3.1.2. Коллизии устойчивого неравновесия в биосфере»,

«3.1.3. «Набухающая» Вселенная»,

«3.2. Разум в мировой системе взаимодействий»,

«3.2.1. Что такое «законы природы» и нарушает ли их человек?»,

«3.2.2. Технология чуда и чудо технологии. Интеллект как демон Максвелла»,

«3.3. О механизмах, движущих силах и закономерностях эволюции. Новое обобщение синергетической модели».

 

Текст 3: «Очерк IV. Возвращаясь в будущее».

Здесь:

«4.1. Двадцать первый век, загадочный и драматичный»,

«4.2. Перспективы интеллекта в натуралистической и в постнеклассической прогностике»,

«4.3. И все-таки, спираль или заколдованный круг? (Юмористическое каприччо на тему Эмпедокла)».



Hosted by uCoz