(К началу)

Новый текст (дневник). Продолжение B

  *"Общественное бытие определяет общественное сознание"... Общественное бытие включает общественное сознание. Есть неоднозначность соответствия общих свойств общественного бытия и свойств его части - общественного сознания. С учетом модели "субстрат-структура" общественное бытие  - это структура на субстрате - индивидуальном бытии. Индивидуальное бытие включает в себя и индивидуальное информационное бытие, как информационную работу человеческого тела, преимущественно - человеческого мозга, в обеспечение прочих телесных функций. Индивидуальное сознание - некоторая часть этой индивидуальной информационной работы. Общественное сознание - структура, самоорганизующаяся на  множестве индивидуальных сознаний как на  субстрате.

*Свойства субстрата не предписывают структуру самоорганизации, а выступают как ограничения реализуемости для структуры. Лишь в вырожденном случае ограниченности номенклатуры возможных структур возможна ситуация прямого управления структурой со стороны субстрата. Но в общем случае ограничения реализуемости структур, определяемые субстратом, оставляют достаточное многообразие возможных структур, выбор между которыми определяется правилами самоорганизации, включающими случайность.

*Поэтому, общественное бытие и общественные сознание - это структуры с  частично совпадающими субстратами, причем субстрат общественного сознания входит в субстрат общественного бытия. Поэтому определенная реализация общественного бытия может быть ограниченно использована для диагностики состояния своего субстрата  - индивидуального бытия. Отсюда неоднозначно можно перейти к свойствам индивидуального сознания. И следующим шагом получить ограничения реализуемости для общественного сознания. Этот путь вывода оставляет достаточное многообразие возможных реализаций общественного сознания при известной реализации общественного бытия. Можно утверждать: "Общественное бытие налагает ограничения реализуемости на общественное сознание". И понимать это утверждение нужно так: "Не любое общественное сознание может входить в устойчивое  определенное общественное бытие, хотя нет обязательного однозначного соответствия между ними. С другой стороны, в составе определенного устойчивого общественного бытия могут сосуществовать различные варианты общественного сознания, конкурируя на общем субстрате -  множестве индивидуальных сознаний".

       *Коэволюция и незамкнутость нашего мира... Где летит тот небесный камень, который прихлопнет наш муравейник?

*Коэволюция и численность людей (в свете демографической ситуации в России)... "Черный крест России" - так называют график, на котором растущая смертность пересекает падающую рождаемость. Истерика по поводу вырождения нации (своей нации) прекрасно уживается с рассуждениями о перенаселенности Земли.

       *Коэволюция и формы государственного устройства... Корпоративное государство, быстро формирующееся в России, плохо совместимо с идеей коэволюции человечества и остальной природы. Здесь на первом месте борьба между корпорациями за обладание частью природных ресурсов. Желательной и самостоятельной целью является сокращение той части природных ресурсов, которая достается конкуренту. Общественная собственность, общечеловеческое достояние рассматриваются лишь как перспективный объект приватизации. Какие-либо ограничения природопользования корпорации отвергают. Корпоративное государство  дальше от экологического идеала, чем тоталитарные и либеральные государства.

        * "Кто ни во что не верит, тот неполноценен"... Это утверждение сейчас не может быть признано справедливым. Явление самоорганизации, увиденное во множестве феноменов и обобщенное до синергетической парадигмы знания, освобождает от требования верить в конкретную всеобщую первопричину. Еще несколько лет назад отсутствие осознанной веры в нечто, оправдывающее индивидуальное существование, говорило о незрелости или кризисе человеческого интеллекта. Рекурсивно продвигаясь от феноменов к явлениям, от явлений к смыслу и далее к смыслу смыслов, человек (если ему хватало на это жизни) неизбежно доходил до уровня, где в качестве поля для поиска смысла в распоряжении человека оставался лишь образ черного неба над головой. Здесь человека ожидало вынужденное унизительное, но спасающее всю с трудом построенную пирамиду смыслов и саму возможность дальнейшей индивидуальной жизни, изобретение внешнего ненаблюдаемого смысла. Эдакой заглушки для зияющей дыры в миропонимании. Вариантов - множество. Основной - идея человекоподобного Бога, требующего от человека жить именно так, как этот человек и живет. Требующего пахать и сеять, когда нужно пахать и сеять, требующего воевать, когда нужно воевать, требующего соблюдать правила общежития и так далее. Дающего радость, когда весело на душе, посылающего беду, когда приходит горе.  Любящего "наших" и наказывающего врагов. Кроме идеи Бога есть и менее удобные варианты заглушки.

*И вот теперь мы можем обойтись без  такого изобретения. Во множестве феноменов удалось увидеть явление самоорганизации, причем даже в информационно изолированных системах (автопоэзис). Все сущее могло образоваться "само". Но могло и не образоваться, и неизвестно сколько это самочинное образование просуществует, и никто о нем не заботится. Неуютная получается ситуация. Жизнь без веры требует мужества. И ведь, может быть, все-таки есть Бог. С ним лучше. Но почему простая и единственная идея Бога питает столько людей, по-разному объясняющих, как правильно молиться?

* И все же для нормальной жизни вера необходима - вера в то, что как и всегда в прошлом, мы сможем отразить и сегодняшние, и завтрашние опасности. А там - будь что будет...

*Вера в потустороннее, религия, церковь... Восстановление ненаблюдаемого по видимому составляет суть непрерывной мыслительной деятельности человека. Математически эта деятельность является решением обратной задачи - по наблюдаемым последствиям восстанавливается причина. Точность решения задается номенклатурой возможных действий (реакций) человека. Нужно в каждый момент времени выбирать оптимальную реакцию своего тела на наблюдаемое. Правильность решения обратной задачи проверяется жизнью, и далеко не всегда жизнь четко сообщает человеку результат проверки. Остается большая степень неопределенности. Это позволяет существовать в сознании человека множеству информационных объектов, соответствующих неким гипотетическим сущностям и не опровергаемых или даже косвенно подтверждаемых практикой. Часть этих сущностей может обладать свойством принципиальной ненаблюдаемости, невидимости, бесплотности. Именно эти свойства делают их образы полезными компонентами индивидуальной картины мира. Совокупность таких информационных объектов составляет в сознании образ потустороннего мира. Интенсивность использования этих специфических образов определяется врожденными качествами мозга человека, верованиями, личным опытом, то есть структурой личности индивида. Вероятно, нет людей, которые обходились бы без характерных образов потустороннего мира в повседневной мыслительной деятельности, часто замещая ими образы вполне вещественных причин, чем-то неудобные для   сиюминутного использования. Этим учитывается стохастичность мира, где оправдываемость прогноза, основанного на точном расчете, может  быть не лучшей, чем прогноза, основанного на  образах потустороннего мира. Однако, устойчивая привычка использовать "чудесное" в мыслительной деятельности закладывается и легализуется в раннем детстве в общении  с авторитетными людьми, обычно, близкими родственниками. 

         *Архетипом потустороннего является одушевление природных объектов, провоцируемое способностью людей сопереживать. Эта способность помогает группе людей согласованно действовать при дефиците коммуникаций. И, как и прочие способности человека, сопереживание "не выключается" никогда  и оказывается применимым  не только к людям. Можно сопереживать дереву, птице, камню, гайке... Но где же та чувствительность объекта, которой мы сопереживаем?  Потустороннее - вот отличное место для души камня.

*Внешним эффектом мыслительной работы является  движение тела, действие. В группе людей, объединивших часть своих ресурсов, приходится согласовывать действия. Верования, до того скрытые в сознании человека, участвуют в выборе оптимального поведения и тем проявляются вовне. Приходится для согласования действий согласовывать и верования.

*Как задобрить потусторонние силы? Просто - нужно все делать правильно. А как проявить повышенную лояльность? Сделать что-нибудь специальное, что не входит в круг полезного на этой стороне, бесполезное вне верования в потустороннее, даже вредное. Пожертвовать чем-нибудь дорогим. Подарок, взятка - обычное дело, только адресат необычен, невидим. Не беда, его влияние проявится завтра же на охоте. Или через пару месяцев, на уборке урожая. Но обязательно проявится. И тогда будет ясно, кто ему больше угодил.

*Такая совокупность специфических действий и верований в потустороннее, что целесообразность действий может быть понята только с учетом верований, есть религия.  При таком определении религиозная деятельность является частью труда, ведь труд - это деятельность, целесообразность которой может быть понята только с учетом разумности человека. А под разумностью мы пониманием способность человека выбирать оптимальное поведение на основе прогноза, формируемого с использованием индивидуальной комплексной картины мира, представленной структурами его тела. В товарных отношениях религиозные действия создают стоимости. В религиозной деятельности, как и в прочей трудовой деятельности, оказываются  применимыми кооперация и разделение труда. Появились талантливые люди, которые прямо сейчас могли сказать, достаточна ли жертва. А не тогда, когда поздно что-либо исправлять.

17.02.2001 *Процессы общественной самоорганизации отличаются от процессов «других» тем, что в них скачок происходит как непосредственный результат нервного процесса (существенно информационного, но не исчерпывающегося преобразованием информации, так как есть влияние шумовых с информационной точки зрения физических и химических процессов в организмах людей – питание (алкоголь, наркотики), болезни, внешние физические поля (связь с землетрясениями)) в системе с памятью. …И может отстоять во времени от вещественного фактора, и может быть неадекватным. Влияет память поколений, накопление «обобщающих оценок». Это – «диалектическое отрицание бихевиоризма».

12.01.2001 * Дискретность мира состоит и в дискретности структур, возникающих вследствие самоорганизации, как «по горизонтали», так и «по вертикали». Это приводит к отсутствию сплошных, глобальных «горизонталей» - уровней самоорганизации.

(Продолжение)

(К началу)



Hosted by uCoz