Новый текст (дневник). Продолжение A
10.12.2000 * Законы нижнего уровня самоорганизации "транслируются" на верхний уровень в качестве ограничений реализуемости форм верхнего уровня самоорганизации. Но при ограниченной номенклатуре форм верхнего уровня самоорганизации возможна ситуация прямого управления "снизу-вверх". При этом частные изменения реализовавшегося варианта "внизу" приводят к "переключению" или однозначному предопределению реализовавшегося варианта на верхнем уровне самоорганизации. В этом состоит необходимое дополнение синергетической парадигмы.
6.12.2000 *Гибель одного кристалла не означает исчезновение вида кристаллов. Обретение иллюзии бессмертия человечества - в вере в наличие вселенского человечества.
1.12.2001 * В белгородской версии синергетики и в дискуссии о векторах эволюции - только кинематика (по аналогии с механикой). А есть еще динамика - причины, силы.
* В конце концов интеллектуальная машина спросит у человека: "А что тебе все-таки нужно?". Что ответит человек?
*Источник эффективности идиотического мышления (в шахматной игре) - в отбрасывании стохастичности, что в игре оправданно.
*Синергетичность капитализма - положительная обратная связь успеха.
*Биология не имеет права только на химические и физические собственные аксиомы.
*Я пытаюсь восстановить "путь бифуркации", причем в каждой точке пути всё должно быть "правильно", то есть должны соблюдаться все законы для субстрата.
* Во что самоорганизуется каждая структура организма зависит от материала и от окружающих условий. А окружающие условия задаются в числе прочего нагрузкой. Ничем кроме реальной нагрузки в юности нельзя обеспечить и позже восполнить формирование достаточно мощных креплений мышц на костях. Ничем кроме реальной нагрузки в детстве нельзя обеспечить и позже восполнить достаточную мощность мозговых структур. А без тренировки новые клетки “выглаживают” вынужденные достаточной нагрузкой неоднородности, организм теряет мощность. Этот процесс идет ежеминутно всю жизнь.
*Смысл леса - в неровной описывающей поверхности крон.
* Надежда на светлое будущее порождает виновное сознание: или я виноват, или враги.
* Точное выражение для потенциала человечества, как максимизируемой величины, вероятно, не очень нужно. В обыденной области можно удовлетвориться произведением численности людей на уровень защищенности, измеренный в единицах времени ожидаемой продолжительности существования популяции. Решение ведь целочисленное - выбор одного из немногих вариантов. За пределами обыденной области естественные механизмы психики остаются без опоры. Если астероид упадет на Землю, то что за дело мне, сколько десятков человек и кто именно спасутся? Конечно, если меня станут спрашивать, я постараюсь подобрать вариант ответа, но это будет перенос системы частных критериев в бесполезную для меня область. Как в эстетике.
* Волнение при восприятии произведения, сопереживание герою имеет место только в том случае, когда мы зачисляем героя в своё человечество. То самое человечество, потенциал которого мы стараемся повышать. Если такое зачисление героя не происходит (он чужой, немец), то и сопереживания нет, волнения нет. А в жизни сопереживание, сочувствие “своему” - активное проявление заинтересованности в благополучии “своей” популяции, уходящее в неконтролируемую глубину мышления. Урбанизация лишила очень многих возможности ясно разглядеть, где мое человечество. А без этого жить невозможно, все рассыпается. Ответом стало формальное выделение “своих”: по месту жительства, по клубу, особенно - по спортивному клубу (болельщики).
* Выбирается оптимальное поведение, а не оптимальный партнер. В этом - психологическое оправдание (объяснение) любовной измены.
* Только в момент гибели человечества станет известно, точнее - можно будет составить основательное суждение о том, какие из трудов человеческих действительно повлияли на срок существования человечества. Ведь природа терминальной угрозы может быть и такой, что наши сегодняшние хлопоты обесценятся. И только в этот момент разрешится спор мистического и натуралистического миропониманий. А основной вопрос философии по Ленину - это вообще не вопрос, ведь на него не может быть основательного ответа.
* Есть оптимальная глубина прогноза и глубина памяти. В стабильном мире, когда “все уже было”, достаточно малой глубины. И в быстроменяющемся мире большая глубина бесполезна.
*Экономист - управляющий воспроизводством капитала.
* Литературная идея - задолго известно, когда астероид упадет на Землю. И люди перестают рожать детей, чтобы никто не погиб в катастрофе. Но есть разные мнения...
* Поэтическая рифма использовалась как средство защиты от искажений при устной передаче текста в дописьменные времена. Сейчас обучение детей заучиванию стихотворений - один из древнейших компонентов воспитания, потерявший свой главный смысл. Искусство поэзии - это как создание узоров в ткачестве, проявление или имитация индивидуальности в утилитарном ремесле.
* В конкуренции сомоорганизовавшихся объектов поток разрушающих воздействий исходит не от конкурентов, а со стороны. Он служит условием перераспределения ресурсов, освобождая их часть в каждый промежуток времени.
* Нельзя уклоняться от беседы в той области, где ты считаешь себя продвинутым. Это аморально. Есть дела, а есть твоя миссия на земле.
* Характерен русский эквивалент западно-европейскому образу "поймать птицу счастья". У нас это звучит так: "ухватить бога за бороду". Почувствуйте разницу...
* Самые умные понимают, что не делает человека счастливым обладание картиной мира, в которой все додумано до конца. И тогда некоторые из самых умных присоединяются к людям попроще, тем, кто и вовсе не тратит время на обдумывание общих вопросов. А "глубокие размышления" - удел средних по силе интеллекта людей. Трудно им жить на свете. Среди таких - множество инженеров - создателей, грешащих "по должности", берущих на себя (пропитания для, Господи, не гордыни ради)грех теургии. И я - с ними.
*"Интеллигентство" Мамардашвили - считает мысль действием, а действие - это все же вещное изменение вне мозга индивида. Пока мозг информационно почти изолирован от внешнего мира, так как соединен с ним очень слабыми каналами (особенно - вывода информации). Может быть, это когда-нибудь изменится. А пока процесс мышления - адиабатический, и действие отличается от мыслительного акта индивида.
* В области бесполезного очень разные люди демонстрируют много общего (как реализации одного лица, точнее - "общего" человека).
*Метафора - стандартное завершение классификации в искусстве.
*Муар на телевизионном изображении (результат взаимодействия тонких структур объекта и отображающего аппарата), - как пример особой (своей) жизни отображения.
* Перекличка представлений о романе, как саморазвивающейся модели жизни и форме жизни Пруста с одной стороны - и о том, что инженерный проект воспроизводит структуру коллектива разработчиков, с другой стороны.
* В лекциях М.Мамардашвили о Прусте - неадекватный аппарат. Использование геометрии (топологии) для анализа информационных (психических) процессов на таком уровне мало продуктивно, хотя и правомочно и имеет место в информатике. Как бы выглядело описание работы компьютерной операционной системы в такой форме?
*Переключение контекстов в романе - модель работы сознания. Занимательность этого переключения - потакание мозгу. Затяжка "сцены" - насилие над мышлением.
* Возможно из прошлого получить набор готовых фактов, не переключая контекст сознания. Но это будет статичная и плохо согласованная информация. А можно переключить контекст, "погрузиться" в виртуальный мир, получить новые живые впечатления по ситуации, имевшей место в прошлом или вообще не имевшей место никогда. Цена этому - временное "выпадение" из реального мира. Техника - медитация. Но возможно и непроизвольное переключение контекстов, вплоть до раздвоения личности, как распад-раздвоение корня дерева контекстов. Ностальгия - чувство ослабления корня контекстов.
*Теургия - нонсенс для ученого-исследователя, но обычная практика для инженера. В этом и состоит главная особенность инженерного миропонимания. ... С повышенными требованиями к пригодности к использованию по отношению к научным результатам.
* Из того моего наблюдения, что не хранятся географические альтернативы, а воспоминания - (смена контекста) требуют конкретности - это моделирование, дающее реализацию, получается объяснение тяжести ностальгии, особенно, при безвозвратном разрушении ландшафта.