(К началу)

Новый текст (дневник). Продолжение C.

19.09.2001

 *А террористы не совершали самопожертвование!
Они использовали подходящий шанс устроить свою загробную жизнь. Для искренне верующего в возможность потустороннего бессмертия такой выбор очевиден.
В развиваемой мной картине мира пассионарность - это склонность к выбору многообещающего варианта поведения с плохо прогнозируемым последствиями в противовес хорошо прогнозируемым, но неудовлетворительным по последствиям вариантам поведения.
Такая склонность - свойство текущего состояния мышления, которое может быть вызвано врожденными особенностями мозга, внушенными (воспитанными) стереотипами поведения, личным опытом человека. Роль воспитания и личного опыта нельзя отбрасывать, как это делает Л.Н.Гумилев.
Рискованное поведение может быть вполне "доброкачественным", если другие варианты надежно ведут к плохим последствиям. Тогда это смелость от безысходности. Бывают "недоброкачественная" рисковость - когда "вихрь от мысли и до курка" срывается без достаточных оснований.
Но есть еще один важный случай: иногда надежные варианты оказываются недостаточно ресурсоемкими. Человек располагает (или считает, что располагает) таким уровнем ресурсов (например, своей молодой жизнью или ресурсами организованной группы), что обыденное поведение представляется ему уделом убогих.
А искренне верующий человек может выбрать самоубийство как вполне "надежный" вариант. Без всякой примеси пассионарности.


16.06.2001  *Мир - как многоглавая пирамида-слойка... Может быть, - и не пирамида, а слоеный массив, но с некоторыми "тупиковыми" слоями. Каждый слой - это пара "субстрат-структура". Структура - результат самоорганизации субстрата. Массив структур может самоорганизоваться, выступив субстратом для следующего уровня структур.

*Неточно сказать, что структура "состоит" из частиц субстрата.  Структура - это другое. Собственно, частицы субстрата взаимодействуют только с другими частицами субстрата. Структура обнаруживается, вообще говоря, человеком-наблюдателем, и это обнаружение в значительной степени человекомерно и связано с формированием информационных объектов в сознании человека-наблюдателя. Один видит инверсионный след самолета, а другой - ауру пролетевшего ангела.

*"Структура, самоорганизующаяся на субстрате, не может влиять на субстрат"... Это трудно усвоить. Сразу хватаешься за конкретные реализации. Государство - структура, для которой субстрат... кто? Люди, граждане. Государственные интересы требуют .., государство должно.., государство не имеет права...  Государственная власть, государственная армия, государственная собственность... И утверждается, что государство не может влиять на своих граждан? Вот попадешь в его неласковые руки, тогда поймешь, что к чему... И все же, предметы, находящиеся в государственной собственности, ничем не отличаются от аналогичных предметов, в государственную собственность не входящих. Здание, в котором находятся органы государственной власти, не отличаются существенно от других зданий. Люди, действующие от имени государственной власти, такие же как все. Оружие у армии - такое же как и у негосударственных вооруженных структур. И пули - такие же.  Давно уже поняли умные люди: "Государство - это форма общественного сознания". Все "государственное" становится таковым лишь человеческим признанием, лишь в человеческом сознании. В сознании граждан определяются государственные роли для себя и для других. Государство - это структура, субстратом для которой служат индивидуальные сознания граждан.  Любое государственное действие - это действие людей, которым и которыми присвоены государственные роли. Конкретное государственное действие - это действие конкретных людей. А действие каждого человека - это результат его личного оптимального выбора, результат информационного процесса в его мозге, шаг в самоорганизации клеток, субстрата его организма, как структуры. Не государство стреляет, а люди. Не государство внушает, а человек человеку. Сам, каждый, конкретный... Везде, где мы ожидаем увидеть государство, мы обнаруживаем конкретных людей и ничего более.  Поэтому вполне справедливо отрицание влияния государства-структуры на свой субстрат - индивидуальные сознания. То, что мы видим как  "государство", самоорганизовалось и постоянно самоорганизуется на множестве индивидуальных сознаний. Свойства этих сознаний налагают ограничения на реализуемый вариант государства, хотя и оставляют достаточное множество возможных вариантов государственного устройства. Изменение свойств индивидуальных сознаний, представляющее собой скрытый непрерывный информационный процесс, в некоторый момент приводит к переопределению условий реализуемости государственного устройства. Текущее государственное устройство может попасть в класс нереализуемых, происходит революция, бифуркация, переход к другой самоорганизующейся структуре на том же субстрате. Этот скачок является результатом малоэнергетичных информационных процессов, и его момент почти случаен.

 (Продолжение)

(К началу)



Hosted by uCoz