Биглов Ю.Ш.

 

САМООРГАНИЗУЮЩИЙСЯ МИР И ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ

 

Удлинение осознаваемой истории человечества заставляет многие природные и общественные константы рассматривать как переменные. Люди оказываются в мире, где изменяется все. Обыденное сознание вынуждено постоянно восстанавливать свою целостность. Далеко не все люди способны удовлетвориться мистическими представлениями как универсальным средством  восполнения дефектов своей картины мира.

Представление о самоорганизующемся мире, обладая исключительным мировоззренческим потенциалом, еще не стало фактом обыденного сознания. Требуется "перевод" научных результатов на язык явлений и проблем  повседневной жизни людей.

Сделана попытка такого "перевода", и эта попытка привела к построению новой (для обыденного сознания) картины мира. Характерные черты "новой" картины мира: изначальный учет случайности и ограниченности времени существования любого физического объекта, удаление человека и человечества из центра мироздания, отказ от "вечных истин" в роли отправных точек миропонимания, отказ от выяснения первопричины всего сущего в пользу правдоподобного выведения всей картины мира из ограниченного набора естественнонаучных принципов.

В качестве исходного принципа выбран принцип наименьшего действия, играющий важную роль в современной физической картине мира. Правдоподобными рассуждениями удается последовательно пройти путь от процесса кристаллизации через явления в живом веществе к биологическому самовыведению человека, сущности интеллекта, общественным явлениям.

На этом пути сформированы нетривиальные представления о потенциале человечества, как функции от численности и уровня защищенности от разрушительных внешних воздействий, о фундаментальном противоречии между достигнутым потенциалом и неуклонно возрастающей вероятностью встречи с все более мощными разрушительными внешними воздействиями, о роли потенциала человечества как целевой функции мыслительной деятельности человека, о интеллекте  как способности оптимизировать поведение на основе прогноза, получаемого моделированием в целостной картине мира, о человеке инвестирующем  - содержательном эквиваленте человека разумного, о человеческом обществе как форме инвестирования ресурсов.

Выход на психолого-педагогическую проблематику находится в представлении о биологических видах как самоорганизующихся системах, конкурирующих в условиях ограниченности ресурсов и находящихся в случайном потоке разрушительных внешних воздействий, спектр мощностей которых неограничен, а частота появления убывает с повышением мощности. Через достаточный промежуток времени все доступные ресурсы оказываются вовлеченными в наиболее устойчивую систему - ту, которая выдерживает разрушительные воздействия наибольшей мощности.

          Мозг благоденствующих животных обслуживает участие биологического вида в конкуренции. Это обслуживание состоит в оптимальном выборе реакции организма на конкретную ситуацию из ограниченного набора возможных реакций на основе прогнозирования развития ситуации. По своему содержанию решаемая мозгом задача - это задача распознавания образов (каждый класс образов соответствует одной реакции из ограниченного набора возможных реакций). Учет стохастичности окружающей среды реализуется структурой мозга за счет мажорирования входящих сигналов, электрохимической памяти. Прогнозирование оказывается естественным результатом распознавания образов в условиях случайного порядка предъявления признаков. Целевой функцией решаемой мозгом оптимизационной задачи является максимизация массы вещества, организованного в специфические для конкретного биологического вида структуры. Если биологические виды вступают в конкуренцию, то при прочих равных условиях проиграет тот из них, чей мозг отклоняется от максимизации массы вида.

          Процессы в мозгу человека имеют ту же природу. Новое качество состоит в объединении множества частных моделей (отображений отдельных причинно-следственных цепочек) в целостную картину мира. Целостная картина мира позволяет человеку прогнозировать отдаленные последствия событий. Это единственное, что позволило человеку выделиться из животного мира. Но прежде чем выделиться, человеку пришлось выстоять в биологической конкуренции. Необходимым условием выживания является "правильная" целевая функция оптимизирующей деятельности мозга - максимизация массы вида. Любое отклонение наказывается проигрышем в конкуренции и вымиранием. Человечество выстояло, значит, человеческий мозг работает "правильно".

          В то же время, способность к глубокому прогнозированию привела к существенному изменению целевой функции. Максимизируется некий функционал от численности и от степени защищенности от разрушительных внешних воздействий, значение которого увеличивается с ростом каждого из аргументов. Назовем этот функционал потенциалом человечества.

Перенос в область психологии и философского отношения субъективного и объективного принятого в информатике разделения данных и процессора  приводит к пониманию содержательной стороны объективной обусловленности субъективного. Оптимизирующий мозг постоянно ("без выключателя") ищет наилучший следующий шаг, решая задачу целочисленной многокритериальной оптимизации относительно потенциала человечества. Набор критериев и весовые коэффициенты частных оценок (в линейной постановке) составляют три группы: группа врожденных критериев, группа "на доверии", сформированная воспитанием, и группа  критериев, сформированных личным опытом. На уровне сознания человек не может контролировать решение оптимизационной задачи и лишь "задним числом" объясняет для себя часто неожиданный результат. Целевая функция оптимизации скрыта от сознания. Рефлексирующее сознание обнаруживает  "нравственный закон" внутри себя, "божественного человека". Под этими определениями скрываются две первые группы оптимизационных критериев.

Резкое несовпадение оценки ситуации по совокупности критериев и по осознаваемым критериям, относящимся к третьей и, частично, второй группам, порождает множество психологических проблем.

Базовое распределение весов оценок по критериям первой группы является врожденной характеристикой. Но в конкретный момент времени это распределение зависит от физиологического состояния индивида, особенно - от сиюминутного гормонального статуса, что приводит к несовпадению разновременных оценок одной и той же ситуации одним человеком и к расхождению мнений и действий разных людей в совпадающих ситуациях.

Группа критериев "на доверии", сформированных воспитанием, вносит свой вклад в вариативность мнений и поведения людей. Особенность этой группы состоит в частичной осознаваемости результатов оценки (в форме "голоса совести"). С возрастом снижается уровень достижимого авторитета воспитателя, и органически затрудняется фиксация результата воспитания. В целом же значимость второй группы оценок для человека очень велика, что связано с наличием "второй сигнальной системы". Верно и обратное утверждение: роль информационных коммуникаций в человеческом существовании определяется значением группы критериев "на доверии" в жизни современного человека.

Третья группа критериев отражает личный опыт человека. Соответствующие оценки вполне контролируются сознанием, подвержены относительно быстрым изменениям.

Воздействовать извне на поведение человека - означает воздействовать на его систему критериев оценки ситуации в задаче целочисленной многокритериальной оптимизации поведения, безостановочно решаемой каждым работающим мозгом. Третья группа критериев может быть модифицирована организацией положительного и отрицательного индивидуального опыта, вторая группа критериев модифицируется общением с достаточно авторитетными воспитателями и, преимущественно, в определенные "возрастные окна", первая группа критериев модифицируется на физиологическом уровне. В практическом воспитании большую роль играет компенсация неблагоприятного влияния первой и второй групп критериев за счет воздействия на третью и, в ограниченной степени, на вторую группу критериев. Сюда относятся все приемы манипулирования наказаниями и поощрениями.

В любом случае, заставить мышцы человека сокращаться и расслабляться может только работа его собственной нервной системы, реализующая оптимальный выбор его мозга.

Совершенно не является обязательным, чтобы этот выбор соответствовал благополучному существованию действующего индивида. Мозг каждого человека максимизирует потенциал человечества, вовсе не осознавая этот факт. Насколько успешно решается эта задача современными людьми никогда не удастся определить окончательно. Спектр мощностей и природное разнообразие разрушительных воздействий на человечество очень широк. Обязательно найдется такое воздействие, которое человечество не сможет парировать. Не хватит джоуля энергии, килограмма сырья, талантливого человека и, главное, часа времени на подготовку сопротивления. Но вот когда это произойдет, зависит от успешности человеческой деятельности по наращиванию своего потенциала. Идет "большая гонка", от участия в которой человечество не может уклониться. С одной стороны, по мере увеличения продолжительности существования человечества возрастает вероятность его встречи с все более редкими природными явлениями, в число которых входят и все более мощные разрушительные воздействия. С другой стороны, человечество постоянно наращивает свой потенциал и свою защищенность в том числе. В этом состоит развитие фундаментального противоречия, определяющего судьбу человечества. В сознании людей это отношение отображается как противоречие между достигнутым на сегодня уровнем потенциала и представлением о необходимом (и более высоком) уровне потенциала. Растут обе величины: наращивается потенциал, но в ходе своей деятельности люди узнают о все новых угрозах.

Готовимся мы к худшему случаю, но жизнь до настоящего момента предлагает нам более щадящие реализации. Вследствие этого у человечества всегда есть избыток ресурсов. И важнейшим содержанием мыслительной работы человеческого мозга является выбор способа инвестирования временно свободных ресурсов. Эти ресурсы имеют различную форму - деньги, сырье, продукты переработки, энергоносители, производственные мощности, свободное от забот о "хлебе насущном" время людей, то, что определяется как "нематериальные активы". А для каждого человека - это еще и расходуемые возможности организма. Вообще все ресурсы имеют свойство естественной убыли, инфляции, старения. Это придает задаче инвестирования острый динамизм, временную напряженность. С другой стороны, вероятностный характер потока внешних событий вместе с необратимостью инвестирования ставят человека в положение, чреватое стрессовыми проявлениями. Суицид, наркоманию и подобные проявления у благополучных людей во многих случаях можно считать последствием провала в выборе направления инвестирования имеющихся ресурсов, осознаваемого как потеря "смысла жизни".

Обобществление ресурсов - основа современного человеческого общества. Для людей обобществление является эффективной для наращивания потенциала формой инвестирования свободных ресурсов. Эффективность такого инвестирования  - это эффективность страхования от неприятностей и эффективность масштабных мероприятий, непосильных для одиночек. Выигрыш объединения может быть очень большим, но и проблем при этом появляется множество. Главный вопрос - как управлять обобществленными ресурсами.

Разнообразие обстоятельств объединения людей порождает множество форм общественной самоорганизации в поисках наибольшего эффекта в наращивании потенциала. Именно эффективность в наращивании потенциала - главный критерий сравнения организаций. Только вот натурные эксперименты в этой области обходятся очень дорого.

Здесь необходимо отметить одно важное обстоятельство. Врожденная группа критериев задает в качестве цели (неосознаваемой) разумного поведения максимизацию потенциала человечества. Но оказывается, что конкретный человек в процессе воспитания приобретает суженное конкретное содержание видового определения "человечество". Такая подмена имеет характер импритинга, однократного и прочного запоминания. Для очень многих людей "человечество" - это семья, или деревня, или религиозная конфессия, или нация, или страна и т.п. Очень немного людей, для которых "человечество" - это действительно все люди. Носители более широкого значения "человечества" для остальных людей представляются предателями, а люди, не входящие в свое "человечество", - не людьми. Общественные конфликты на этой почве носят наиболее жесткий и неразрешимый характер.

Схематично представленная здесь картина мира имеет надежный естественнонаучный фундамент, является открытой для включения отображения новых явлений и фактов. Это обеспечивает ее устойчивость. Перенос основного внимания на внешнее для человечества противоречие "человечество - остальной мир" соответствует наблюдающейся глобализации проблем, формированию мирового общества, формированию мировой хозяйственной системы.

Представляется, что основные компоненты этой картины мира в новом веке будут включаться в обыденное сознание все большего количества людей, что будет способствовать налаживанию их конструктивного сотрудничества. Формирование целостной и устойчивой картины мира у подрастающего поколения - задача воспитания. Участие в "большой гонке" - цель жизни, которая не изменит.

 



Hosted by uCoz