Для тех, кто уже многое знает, а теперь хочет понять...

Зачем эта книга

            Вы должны это прочитать!

            Что это за книга? Рассказ о понимании мира. Позади 20 лет трудной работы. Получилась целостная устойчивая картина мира. Есть оригинальные результаты. Нужны ли они Вам?

            ...Рушится мир. Оказались ложными принципы и цели. Это больно и опасно. А как был построен мир в Вашем сознании? Достаточно ли было вложено труда в это важное строительство? Или были взяты случайные материалы, и здание сложилось, как придется? Мы попробуем соорудить устойчивый мир.

            ...Ваши представления о мире выдержали все потрясения. Но ведь жизнь продолжается. Кто может знать будущее? Разве не интересно сравнить наши взгляды? Вы сможете убедиться в своей правоте или что-нибудь поправить в стройном сооружении.

            ...Да зачем нужна эта философия? Дай бог, справиться с повседневными проблемами, которые сыпятся без конца. Некогда голову поднять. Жизнь - как серая лента. Но ведь долго так не продержаться. А попробуйте приподняться над текучкой. Для жизненной устойчивости нужно представлять себе общую картину мира. Попробуем построить такую картину.

 

            Это не научный труд, но требуется некоторый уровень физических знаний - в объеме средней школы.

            Здесь не будет мистики, биоэнергетики и многого другого. Принцип "Не плоди сущности сверх необходимого" выдержан строго.

 

            Зачем нужны детские сказки? Почему они есть у всех народов, а их темы так близки в разных концах земли? Думаю, что роль детских сказок - сформировать у ребенка пусть упрощенную, но целостную и правильную картину мира. Это необходимо для последующего саморазвития сознания человека. Новые знания находят себе место на ветвях начального дерева знаний. Возникает привычка жить в объясненном мире, где на каждый вопрос есть правдоподобный ответ. Эта привычка побуждает человека тратить время и другие ресурсы на поддержание такой ситуации всю жизнь. Вопросы без ответов воспринимаются как признак опасного неблагополучия.

            Если ребенок не получил свою дозу сказок (а так получается слишком часто), то ему трудно потом стать творческим человеком. Развал традиционной семьи, быстрое изменение жизненного уклада привели к отрыву "народных сказок" от реальной жизни. Существенно, что сказку нужно не только сочинить, но и авторитетно представить ребёнку в точно определённый период его взросления. Пожалуй, в Америке роль сказок взяли на себя комиксы. На комиксах выросло не одно поколение американцев. Сейчас на эту роль претендуют компьютерные игры. Интеллектуальному потенциалу нашей страны существенный ущерб нанесло "сказочное неблагополучие".

             А я привык жить в мире, где можно объяснить любое явление. Этой привычке много лет. Отец - сын охотника, коммунист, фронтовик, инженер был готов ответить на любое из моих бесконечных "Почему?". Мама на ходу сочиняла сказки про недавнюю войну. Воспитание продолжалось в детском садике, школе, институте. Сейчас я понимаю, что получил весьма своеобразную начальную картину мира. Я брался толковать сложные проблемы, ловко применяя и совершенствуя свой набор логических приемов, жадно впитывая газетно-журнальный поток фактов. И не было разрыва между "домашним" и "официальным" в принципах, но был интеллигентский скепсис в отношении к властям и начальникам.

            К 35 годам, синхронно с развитием социально-политического кризиса в стране, я добрался до основных вопросов бытия - устройство мира, место человека в мире, прогресс, справедливость.

            Меня не удовлетворял простой и исчерпывающий ответ - так создал Бог. Не было доверия и к политическим руководителям.

            Люди живут и умирают. Начинаются и оканчиваются тысячи жизней людей, из которых большинство никогда не общались между собой, не согласовывали свои действия. Но мозаика жизней складывается в единый поток, не зависящий от воли отдельного человека. Пытающихся противостоять этому потоку или увлечь его в сторону поток безжалостно сметает. Остается некоторое завихрение, след в истории, увы, не вечный.

            Благополучнее живут те, кто верно угадал направление основного потока. Тем, кто "шагает не в ногу", приходится несладко. Есть люди, получающие удовольствие от борьбы "против всех". Многим людям в молодости такая борьба представляется необходимой. Составляются партии, имеющие целью исправить движение потока или одного из ручейков. Они используют понятие "прогресс" и понятие "цель", но одно и то же явление оценивают то как прогрессивное, то как реакционное, как целесообразное или как ошибочное.

            Так есть ли "прогресс"? Какая цель стоит жизни? Герои или выродки эти революционеры? Безмозглые свиньи у корыта или ответственные хранители традиций эти обыватели? Вас не интересуют эти вопросы, но Вам их зададут Ваши дети. Придется отвечать. Ответы батюшки (муллы, раввина) полны и авторитетны в рамках вековой традиции, но в новых ситуациях церковным наставникам приходится импровизировать. Нет основания слишком доверять этим импровизациям. Нужен Ваш ответ, Ваше авторитетное мнение.

            Восемь лет я ходил пешком на завод. Пятьдесят минут, сначала в потоке людей, потом - по лесопарку. Зимой - в темноте,  в утренних сумерках, а весной - прямо на взошедшее солнце. И Венера, яркая плошка, одна на голубом небе. Шагал я очень быстро. Очень хорошо думалось в это время.

            Толчком послужил услышанный в одной из магазинных очередей упрек старику: "Зачем вы победили Гитлера? Жили бы сейчас как люди".

            С этим невозможно было примириться. Так где же основа, до какой степени могут "плыть" оценки событий?

            Опыт анализа к тому времени уже имелся. Итак, начнем...

Продолжение

 Биглов Ю.Ш. "Мир как большая гонка"



Hosted by uCoz