Заключение

 

         (стр.191 - стр.192) "Эта книга с самого начала выстраивалась в виде нескольких кругов, которые не всегда удавалось сделать вполне совершенными и никогда - полностью замкнутыми. Один из таких кругов образовывался вопросом "что такое синергетика", которому ради простоты и удобства рассмотрения, а также идя (вместе с Даниловым) навстречу любителям строгих определений, была придана (полу)математическая форма уравнения "синергетика - это Х-наука". Тем самым поиск ответа на вопрос "что такое синергетика" метафорически выглядел как поиск решения уравнения с одним неизвестным.

         При этом давалась подсказка, касающаяся специфики конкретного множества Х, а именно: Х - это множество вышедших к настоящему моменту в издательстве Шпрингер под редакцией Хакена книг по синергетике.

         Множество, как легко видеть, - открытое, незавершенное, а потому и неопределенное в качестве актуального. Но, конечно, сводя вопрос к уравнению, переводя его на полуформализованный математический язык, мы, как это было показано во второй главе в разделе, посвященном идеализации, получили уже другой вопрос, определяемый контектом молчаливых предпосылок, принимаемого нами языка его новой репрезентации.

         Чтобы ослабить жесткость ограничений и получить более адекватный содержательный ответ на интересующий нас вопрос "что такое синергетика", мы пошли по пути, рекомендуемому в таких случаях методологами, личностно вовлеченными в проблематику синергетического познания. Мы расширили множество Х-ов, включив в него работы И.Пригожина и его школы, С.П.Курдюмова и его сотрудников, а также работы ряда отечественных и зарубежных философов науки. Множество Х, естественно, пополнилось работами многих других авторов...

         Для удовлетворительного ответа такого расширения множества Х оказалось недостаточно. Особенно, если включить в рассмотрение философскую точку зрения. И дело не в том, что в искомом "Х-множестве" не присутствуют явно философские сочинения таких авторов, как Бергсон, Уайтхед, но и в том, что созданные этими авторами тексты, ассоциируемые с их именами дискурсы трудно приравнивать правой части нашего исходного уравнения. Я имею в виду приравнивание науке. Но выносить философию из контекста рассмотрения вопроса "что такое синергетика", исходя из традиционных дисциплинарных демаркаций и ведомственных споров по поводу границ, по поводу что есть наука и что есть философия и как они соотносятся между собой, было бы равнозначным с самого начала быть некогерентным синергетике, ее подходу, ориентированному на создание контекстов междисциплинарного сотрудничества и диалога.

         Именно в компромиссном уходе от конфронтаций и споров, порождаемых бинарным мышлением посредством оппозиций, возникает самосогласованный взгляд на синергетику как своего рода метамодель междисциплинарной коммуникации, понимаемой изначально как циклический межличностный процесс, воспроизводимо реализуемый в структурном автопоэтическом сопряжении объективного и субъективного контуров человеческого опыта.

         Я надеюсь, что читатель, ознакомившийся с этой книгой, имеет теперь свое, более отчетливое и личностное представление о "возможном и невозможном в синергетике".

         Начав книгу с образа рук, рисующих себя на гравюре Мориса Эшера, хотелось бы завершить его [к чему его ?] тем же образом, но дополнив его высоким проникновенным символом двух рук, стремящихся к соприкосновению на фреске Микельанжело".

 

            Итак, не удалось определить синергетику как науку, используя материал книг Хакена. Причина - незамкнутость, незавершенность. Но еще - отсутствие определений для "контекста молчаливых предпосылок". Тогда расширили "сырьевое" множество. Насколько его расширять? Что включать и что не включать? Определяя синергетику как науку, нужно бы воздержаться от использования текстов "ненаучной" философии. Теперь возникла опасность утонуть в старых межведомственых разборках - что есть наука. А это некогерентно синергетике, "ее подходу, ориентированному на создание контекстов междисциплинарного сотрудничества и диалога".

            Выход найден там же, где лежит проблема. Определен взгляд на синергетику, "как своего рода метамодель междисциплинарной коммуникации".  В синергетическом духе эта междисциплинарная коммуникация понимается как межличностный процесс. Характеристики этого процесса: он циклический, воспроизводимо реализуемый в пространстве "структурного автопоэтического сопряжения объективного и субъективного контуров человеческого опыта".

            То есть, если синергетика - наука, то ее место - над (или под) границами научных дисциплин. И это место синергетика сама для себя создает, рассматривая междисциплинарный информационный обмен как межличностный процесс. Причем каждая вовлеченная в него личность постоянно занята поддержанием "автопоэтического сопряжения объективного и субъективного контуров" личного опыта.

            Большая модель мира содержится во множестве индивидуальных картин мира, и каждая индивидуальная картина, являясь неполной,  постоянно приводится к комплексному и непротиворечивому состоянию трудом индивидуального сознания. В этой работе индивид испытывает потребность в новом "сырье" и получает его в виде полуфабрикатов от других людей-специалистов. При этом недостаточная или излишняя глубина переработки "сырья" у поставщика ухудшает пригодность полуфабриката к употреблению.

            Есть случаи, когда важный и желанный обмен оказывается вообще невозможным, хотя у каждой стороны есть что предъявить. Пример - Эйнштейн и Бор.

            Таким образом удается определить место синергетики в научной номенклатуре. Как мне представляется, у синергетики как метамодели коммуникации  есть большое и очень важное прикладное поле - коммуникация между ученым и обывателем. Эта коммуникация сейчас находится в кризисном состоянии, не соотвествующем демократизации общества.  Обыватель выбирает - лидеров, стратегию, тактику. А его обыденное сознание, как и сознание избранных лидеров использует архаичную картину мира. Наука и техника превращаются в поставщиков опасных игрушек и чудес для дикарей.

            Старая "популяризация достижений науки" несозмерима по  масштабу с требуемой идейной, информационной отдачей науки обществу, ученых - обывателям.

            Обыденное сознание с трудом осиливает классические представления о мире, разбавляя их архаичной мистикой. А наука оттачивает постнеклассическое видение мира. Возможна ли сегодня эффективная коммуникация между ученым и обывателем?  Воспроизведение научных кадров не является основанием для положительного ответа. Ведь, обычно, ученый - не обыватель только в узкой области знаний. А за пределами этого уголка мира он сохраняет множество элементов обыденного сознания,  уродливыми швами-рубцами формируя "автопоэтическое сопряжение  объектиного и субъективного контуров" собственного индивидуального опыта. Пример - "синергетика по-белгородски" Н.В.Поддубного и Г.А.Котельникова.

            Не является ли плюрализм синергетики заявкой на отказ от активности ученых в  конкуренции идей в борьбе за информационный ресурс - обыденное сознание?  Последовательно реализуемый плюрализм идей, приводит к отказу от оценки вариантов действий.  Одни говорят, что нужно наращивать высоту дамбы, другие - что нужно дамбу снести, а третьи - что нужно строить храм. Как договорятся эти люди между собой, ведь объем ресурсов ограничен? Понять природу и природную законность разноголосицы - это одно, а сделать выбор - другое.

            ...

            Является ли синергетика - метамодель междисциплинарной коммуникации той синергетикой, о которой пишет Хакен?


Список литературы

 [102, 200, 212, 213, 216, 218]".

         [10] Аршинов В.И., Свирский Я.И. От смыслопрочтения к смыслопорождению // Вопросы Философии. 1992. №2

         [11] Аршинов В.И., Свирский Я.И. Синергетическое движение в языке // Самоорганизация и наука:  опыт философского осмысления. М., 1994. С. 33-48

         [12] Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации // Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997

         [16] Аршинов В.И. На пути к квантовой эпистемологии // Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992

         [17] Аршинов В.И. О роли эксперимента в современном научном познании // Теория познания и современная физика. М., 1985

         [18] Аршинов В.И. Проблема интерпретации квантовой механики и теорема Белла // Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1984

         [19] Аршинов В.И. Событие и смысл в синергетическом измерении // Событие и смысл (Синергетический опыт языка). М., 1999. С. 11-38

         [22] Ашкрофт Р., Мермин И. Физика твердого тела. М., 1979. Т.1

         [25] Бергсон А. Собрание сочинений. Т.1. М.: Моск. Клуб, 1992

         [26] Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998        [44] Винер Н. Кибернетика и обществою М.: Изд. иностр. лит., 1958

         [44] Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд. иностр. лит., 1958

         [45] Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983

         [46] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1-2. М.: Гнозис, 1994 [написано так - Гнозис]

         [52] Гейзенберг В. Развитие интерпретации квантовой теории // Нильс Бор и развитие физики. М., 1958

         [54] Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989

         [62] Дилтс Р. Стратегия гениев /Пер. с англ. Т.1-3. М.: Независ. фирма "Класс", 1998

         [63] Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала XIX до средины XX века. М., 1979

         [66] Ильин М.В. Слова исмыслы: Отыи описания ключевых полит. понятий. М.: РОСПЭН, 1997

         [69] Кальоти Дж. От восприятия к мысли: О динамике неоднозначного и нарушениях симметрии в науке искусстве. М.: Мир, 1998 ["и" нет в источнике]

         [70] Капра Ф. Уроки мудрости. М.: Изд-во Трансперсонал. Ин-та, 1996

         [73] Кобзарев И.Ю., Манин Ю.И. Элементарные частицы: Диалоги физика и математика. М.: Фазис, 1997

         [76] Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975

         [79] Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980

         [80] Луман Н. Тавтология и парадокс самоописания современного общества // Социо-Логос. М., 1991

36-48

         [84] Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983

         [87] Манин Ю.И. Математика и физика. М.: Знание, 1979

         [89] Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999

         [91] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999

         [99] На пути к теоретической биологии. Т.1 Пролегомены /Пер с англ. под ред. и с предисл. Б.Л.Астаурова. М.: Мир, 1970

         [100] Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1979

         [101] Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989

         [103] Николис Дж. Динамика иерархических систем: Эволюцион. представление. М.: Мир, 1989

         [109] Перлз Ф. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии. М.: Либрис, 1996

         [110] Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991

         [114] Планк М. Избранные труды. М.: Наука, 1975

         [115] Подгорецкий М.И., Смородинский Я.А. Об аксиоматической структуре физических теорий // Физическая теория. М., 1980

         [117] Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985

         [118] Поппер К. Логика и рост научного знанияю М., 1983

         [122] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986

         [124] Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985

         [126] Рабинович В.Л. Образ мира в зеркале алхимии: (От стихий и атомов древних до элементов Бойля). М.: Наука, 1981

         [131] Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск.: Изд-во НГУ, 1997

         [141] Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция. 1999

         [151] Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М.: Русский Двор, 1998

         [152] Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990  [155] Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985

         [156] Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир. 1991 [156] Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991

         [157] Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980

         [158] Хакинг Я. Представление и вмешательство. М.: Логос, 1998

         [159] Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманитар.лит. 1998

         [162] Эддингтон А. Пространство, время и тяготение. Одесса.: Матезис, 1923

         [170] Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: Петрополис, 1998

         [172] Язык и интеллект: Сб./Пер с англ. и нем.; Сост. и вступит. ст. В.В.Петрова. М.: Издат. группа "Прогресс". 1996

         [176] Bell I.S. Introduction to the Hidden-Variable Questions // Foundation of Quantum Mechanics, Proceeding of the International School "Enrico Fermi" Course 49. N.Y., 1972

         [177] Bell I.S. On the Einstein-Podolsky-Rosen Paradox // Physics. 1964. Vol. 1.

         [179] Bertalanffy L. Von. The Theory of Open Systems in Physics and Biology // Science. 1950. Vol. III. P. 23-29

         [180] Bertalanffy L. Von. General System Theory, Braziller. N.Y., 1968

         [181] Bohm D. Science as perception-communication //Structure of scientific theories /Ed. by F.Suppe. Urbana, 1974

         [182] Bohm D., Peat D. Science, Order and Creativity. N.Y. etc.: Bantam Books, 1987

         [183] Bohm D. Wholenes and The Implicate Order. L., etc.: Routledge&Kegan Paul, 1980

         [187] Butts R., Brown J. (eds.) Constructivism and Science. Dordrecht: Kluwer, The Netherlands, 1989

         [197] Dresden M. Mathematical description of complexity / Ed. by Enz., I. Mehra Dord. Boston. 1974

         [208] Hutten E. The ideas of physics. N.Y., 1969

         [209] Jammer M. The philosophy of quantum mechanics. N.Y., 1974

         [210] Jantsch E. The Self-Organising Universe. Pergamon, N.Y., 1980

         [217] Luhmann N. The Autopoiesis of Social Systems //Luhmann N. Essays on Self-Reference. N.Y., 1990

         [221] Maturana H., Varela F. The Tree of Knowledge. The of Biological Root of Human Understanding. Boston&London: New Science Library, 1988, 8.

         [222] Maturana H. "Biology of Cognition", published originally in 1970; reprinted in Maturana and Varela (1980)

         [223] Maturana H., Varela F. Autopoiesis and Cgnition, D.Reidel, Dordrecht, Holland, 1980

         [227] Prigorine I. The Philosophy of Instability // Futures. 1989. 21, 4. P.396-400

         [233] Varela F., Thompson E., Rosch E. The Embodied Mind. MIT Press, Cambrige, Mass., 1991

         [235] Varela F. Describing the logic of the living: The adequacy and limitations of the idea of autopoiesis // Zeleny M. (eds.) Autopoiesis: A Theory of Living  Organisation. N.Y., 1981. P.

         [237] Winograd T., Flores F. Understanding Computers and Cognition. Addison-Wesley, N. Y., 1991

         [262] - нет такого. Зато есть [229] Stapp H.P. Are Superluminial Connections Necessary? // Nuovo Cimento, 1977, Vol. 40 B, № 1

         Jouch I.M. Foundation of Quantum Mechanics // Foundation of Quantum Mechanics/ Proceedings of the International School of Physics "Enrico Fermi". P. 20-55

 

Возврат



Hosted by uCoz